Новость о блокировании доступа к российским соцсетям в Украине в середине мая для многих прозвучала как гром среди ясного неба. Одни считают такой шаг цензурой и ограничением свободы, другие – полностью поддерживают запрет сервисов страны-агрессора. А часть общества вообще не понимает, из-за чего поднялся такой шум.
Нужно ли запрещать российские сайты и компьютерные программы? Центр общественного мониторинга и контроля собрал аргументы «за» и «против».
Аргументы «против»: без фото, одноклассников и привычных клиентов
Согласно апрельским данным Factum Group, российский «ВКонтакте» является вторым по популярности сервисом среди украинских интернет-пользователей (около 12-14 млн пользователей). Российские «Яндекс», «Одноклассники» и «Mail.ru» занимают 4, 5 и 6 место соответственно. То есть из шести самых популярных интернет-ресурсов в Украине четыре – российские. Доступ к ним уже отключили мобильные операторы и большинство интернет-провайдеров.
Повлияло ли это на жизнь украинцев? Для обычных пользователей потеря доступа к этим соцсетям – это лишь потерянные «лайки» и «классы» под любимыми фото с выпускных вечеров и отпусков. Между тем для украинского e-commerce запрет «Яндекса» означает потерю мощной рекламной площадки и системы электронных платежей. Администраторы популярных сообществ в «ВК» также жалуются, что теряют заработок из-за запрета. А владельцы страниц магазинов заявляют, что будут искать другие пути продаж – через Instagram, Facebook и собственные сайты.
Защитники российских соцсетей утверждают, что указ Президента ограничивает их конституционные права на доступ к информации. Неодобрительные отзывы об этом решении прозвучали и от некоторых политиков в Европе. Однако генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг положительно оценил шаг украинских властей: «Украинское руководство приняло решение о закрытии этих сайтов как меру в сфере безопасности, а не как ограничение свободы слова», – подчеркнул глава Альянса.
Аргументы «за»: антиукраинские призывы, тотальная слежка и вербовка террористов
В соответствии с указом Президента, доступ к российским сайтам, как и программное обеспечение («1С», антивирусы «Лаборатория Касперского», «Доктор Веб» и др.), запрещен в рамках санкций против страны-агрессора. Но самое главное – из соображений информационной безопасности.
В этом году в России вступил в силу закон, обязывающий российские соцсети («ВКонтакте», «Одноклассники» и т.п.) хранить на территории России информацию о текстах, изображениях, аудио, видео и других электронных сообщениях пользователей, а также информацию о них в течение года, а сам контент – до шести месяцев. Более того, интернет-ресурсы должны предоставлять этот контент по требованию ФСБ.
«Многие спрашивают, почему запрет на их (рос. соцсетей, - ред.) существование не произошел еще в 2014 году – будто не знают, что за эти три года произошли существенные изменения в российском законодательстве. Российские социальные сети сегодня практически легально подотчетны российским же спецслужбам. Это означает, что ФСБ и другие имеют полный доступ ко всей информации пользователей», – отмечает журналист Виталий Портников.
Примеров использования Россией СМИ, соцсетей и различных интернет-сервисов против украинцев более чем достаточно. В декабря 2013 года ФСБ потребовала от тогдашнего владельца «ВК» Павла Дурова выдать личные данные организаторов групп Евромайдана. В марте-апреле 2014 года Роскомнадзор заблокировал 13 крупнейших украинских групп, поддерживающих революцию и осуждающих агрессию РФ. В то же время, в этой соцсети появилось и до сих пор действует множество сепаратистских сообществ, которые вербуют боевиков в террористические группировки ОРДЛО, сдают информацию об украинских военных и разжигают ненависть ко всему украинскому. Кроме того, «Яндекс» и «Mail.ru» ведут открытую антиукраинскую пропаганду, показывая своим пользователям спекулятивные новости об Украине.
Долгое время российские соцсети остаются инструментом гибридной войны против нашего государства, подчеркивают эксперты. «Именно эти соцсети стали и остаются основным местом координации антиукраинской деятельности всех мастей в стране, – отмечает журналист Богдан Буткевич. – Именно «Яндекс» продолжает быть глазом российских спецслужб, с помощью которого можно раздобыть любую информацию об украинских гражданах».
Таким образом, отмечают медиа-специалисты, миллионы украинцев добровольно передают нашему врагу ценную информацию: свое имя, место жительства и учебы/работы, круг друзей, интересы и события, которые посещают, доступ к частной переписке. Более того, из фотографий и статусов в соцсетях, а также геолокации телефона легко можно воспроизвести всю картину жизни пользователя и использовать это в интересах РФ. К сожалению, нередки случаи, когда пророссийские террористы находили наших патриотов по их сообщениям во «ВКонтакте».
В конце концов, отмечает журналист Павел Казарин, блокирование российских интернет-ресурсов является адекватными санкциями против бизнеса РФ в Украине, ведь доходы от них, в частности, финансируют и войну на Донбассе. Поэтому украинцы, которые пользуются этими сервисами, становятся соучастниками преступлений врага.
Несмотря на запрет, признаются в Администрации Президента, полностью заблокировать доступ к российским сайтам не представляется возможным. Однако, по словам заместителя главы АП Дмитрия Шимкива, даже использование спецпрограмм для обхода блокировки уже ограничивает возможность сбора данных российскими спецслужбами. Между тем, департамент киберполиции призывает граждан сообщать о провайдерах, которые до сих пор не заблокировали запрещенные сайты и соцсети.
Президент Петр Порошенко уже отметил – запрет будет снят, как только Россия прекратит агрессию против Украины. «Сразу после прекращения агрессии РФ, после того, как последний солдат РФ покинет Украину, решение о санкциях в отношении соцсетей будет пересмотрено», – подчеркнул глава государства.