В середине июня Министерство здравоохранения взволновало украинцев новостью: вскоре в стране может появиться профессиональное лицензирование врачей. Новая система должна прийти на смену привычным аттестационным циклам и повысить доверие к врачам. Что непосредственно предусматривает лицензирование и как оно повлияет на работников медицинской отрасли и их пациентов, узнавали эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.
Зачем нужно лицензирование?
Сегодня в Украине действует система аттестации врачей, которую нужно проходить каждые 5 лет. Аттестация бывает двух видов: на присвоение и подтверждение квалификационной категории. По данным Автоматизированной базы данных Министерства здравоохранения, уровень прохождения врачами аттестации достаточно высок и составляет 90-91%. Но влияют ли такие статистические успехи на качество медицинской помощи, остается вопросом.
В Минздраве признают, что действующая аттестация является скорее формальностью, чем реальной проверкой квалификации врачей. По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, система аттестации подтверждает стаж, но не профессионализм работы врачей. Кроме того, она снимает с врача персональную ответственность перед пациентом за качество предоставляемых медицинских услуг. В случае некомпетентности врача решение о его привлечении к ответственности принимают «свои», например, главный врач.
Поэтому министерство предлагает вместо аттестации ввести систему лицензирования. Свои предложения Минздрав обнародовал на сайте (http://moz.gov.ua) и предложил публично обсудить.
К чему готовиться врачам?
Согласно Концепции лицензирования, переходный период должен продлится 5 лет – с 2020 до 2024. За это время все практикующие врачи должны будут сдать специальный экзамен. В Минздраве обещают, что сложность будет на уровне заданий интернатуры. Также новая модель потребует непрерывного профессионального развития врача. Речь идет об участии в образовательных мероприятиях (семинарах, тренингах, конференциях), за что врач будет получать соответствующие баллы. Минимальное количество баллов для получения лицензии будет определять Минздрав.
Врач сможет самостоятельно выбирать, где учиться и какие курсы посещать. В итоге на выдачу лицензии будет влиять образовательное портфолио врача и история его медицинской практики. Украина признает лицензии стран-членов ЕС, США, Канады, Японии и Израиля. Поэтому иностранные врачи смогут работать в стране без каких-либо бюрократических проблем.
Отечественные врачи должны будут подтверждать лицензию каждые три года. В случае халатности или существенных врачебных ошибок разрешение на практику может быть приостановлено или аннулировано.
«Каждый врач получит индивидуальную лицензию, подтверждающую его профессиональный уровень. Он самостоятельно будет планировать свое профессиональное развитие и нести персональную ответственность за свои действия. Коллективная безответственность и непрофессионализм должны уйти в прошлое», – отмечает глава Офиса эффективного регулирования Алексей Гончарук.
Контролировать процесс выдачи и аннулирования лицензий будет специальный Лицензионный совет из 30 врачей. Однако, по мнению заместителя председателя правления Всеукраинского врачебного общества (ВУВО) Константина Надутого, есть вопросы к персональному составу и функциям Лицензионного совета.
«Сейчас в аттестационных комиссиях хотя бы декоративно представлены представители профессиональных ассоциаций. В то же время Минздрав предлагает, что самостоятельно отберет, какими будут высшие арбитры в решении вопроса предоставления врачу права практиковать», – делится своими сомнениями эксперт.
В Минздраве подчеркивают, что это не финальная версия документа, и авторы готовы дискутировать. В частности, в состав совета будут привлекать иностранных экспертов, а независимость Лицензионного совета будет регулироваться отдельным законом, а не приказами министерства.
Изменения в системе образования
Появление лицензирования в Украине предполагает не только переходный период для врачей, которые уже работают, но и новый подход к обучению молодых специалистов. Так, с прошлого года поступить в медицинский университет стало сложнее. В частности, для поступления на медицинские специальности требуется не менее 150 баллов внешнего независимого оценивания (ВНО). Абитуриенты с высокими баллами могут выбирать среди желаемых медицинских учреждений, поступающие с более низкими баллами получают места по остаточному принципу.
«Если человек не образованный, не мотивированный, не хочет быть лучшим специалистом, он не будет учиться и не станет хорошим врачом. 150 – для нас это вопрос жизни и смерти. Никаких компромиссов быть не может», – рассказывает заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский.
Кроме того, с 2019 года студенты-медики, которые получают степень магистра, начнут сдавать Единый государственный квалификационный экзамен. Он будет состоять из четырех компонентов: тесты, практический клинический экзамен, международный экзамен по основам медицины, экзамен по английскому языку профессионального направления.
Первыми, кто будет сдавать лицензионный экзамен, будут студенты, которые поступили в магистратуру в 2016 году. Для получения лицензии выпускники интернатуры должны будут пройти через врачебную резидентуру, то есть последипломную больничную подготовку.
Успех системы лицензирования в Украине сейчас зависит от многих участников процесса: законодателей, руководителей системы здравоохранения и от самих врачей. Сейчас концепция лицензирования находится на этапе публичного обсуждения. Осенью Минздрав планирует подать на рассмотрение Верховной Рады соответствующий законопроект, и, если все спорные моменты будут согласованы, украинская медицина войдет в новый этап своего реформирования.
Стоит отметить, что в развитых странах лицензирование врачей уже доказало свою пользу. Такая система работает в США, Франции, Германии, Польше, и это далеко не полный перечень стран, где профессия врача считается одной из самых престижных и оплачиваемых. Чтобы стать лицензированным врачом за рубежом, местные специалисты учатся почти 10 лет и проходят через ряд сложных экзаменов. Зато потом ни у кого не возникает сомнений в квалификации и высоком классе медицинской помощи.